Ни у кого не вызывает сомнения, что для развития страны нужны мозги. И в результате последних исследований неврологи стали определять экономическую повестку. Эти исследования показали, что у детей, живущих в бедных семьях, мозг развивается хуже. Отсюда вытекает простой вывод: сильное расслоение общества и большое число бедных может сказываться негативно для развития страны, а меры по увеличению доходов бедных семей будут способствовать развитию страны в будущем.
Лаборатория доктора Кимберли Нобл (Kimberly Noble) в Колумбийском университете в Нью-Йорке в ярких красках, с мотивами антропоморфных животных и ковриком-головоломкой на морскую тематику выглядит как ваш типичный детский сад – за исключением команды когнитивных неврологов, наблюдающих за детьми за большим зеркалом Гезелла.
Лаборатория неврологии, раннего опыта и развития является домом для передовых исследований о том, как бедность влияет на мозги детей, и я пришел сюда, чтобы узнать, как Нобл и ее коллеги могут в ближайшее время окончательно доказать, что взросление в условиях бедности может удерживать мозг ребенка от развития.
Нобл, которой 40-лет, из пригорода Филадельфии, которая обсуждает свою работу одновременно с энтузиазмом и клинической сдержанностью, является одной из горстки неврологов и педиатров, которые наблюдают все больше доказательств, что нищета сама по себе – а не факторы, такие как питание, языковая среда, стабильность семьи, или пренатальные вопросы, как считалось ранее – может уменьшить рост мозга ребенка. Сейчас она находится на этапе планирования пятилетнего общенационального исследования, которое могло бы установить причинно-следственную связь между бедностью и развитием мозга – и в процессе предложить дальнейший путь по оказанию помощи нашим наиболее бедным детям.
Это кульминация многих лет работы для Нобл, которая помогла дать толчок этому зарождающемуся направлению в начале 2000-х годов, когда, будучи аспирантом Пенсильванского университета, она и известный когнитивный нейрохирург Марта Фарах (Martha Farah) начал исследовать наблюдения, что бедные дети, как правило, хуже учатся, чем их более богатые сверстники. Они хотели исследовать нейрокогнитивные основы этой связи – проследить известную связь между социально-экономическим статусом и показателями обучения, вернувшись к конкретным частям мозга.
«Были десятки работ от социологов [1], исследующих социально – экономические различия по широкому кругу когнитивных способностей - такие вещи, как IQ или оценки выпускников," - рассказывает Нобл, - «Но нет части мозга, отвечающей за окончание школы.»
До их исследований ученые никогда не исследовали конкретные когнитивные задачи (распознавание лица, изучение картинки, тесты на лексику), в которых дети из бедных семей недостаточно успешны, не говоря уже о фиксации того, как структура их мозга и развитие могут отличаться. И в 2005 году Нобл и Фарах вместе с коллегой из Пенсильванского университета Фрэнком Норманом набрали 60 детей из Филадельфийских детских садов (30 детей из семей со средним уровнем доходов и 30 детей, которые находились на грани бедности или чуть выше) и дали им серию когнитивных тестов, каждый из которых был связан с конкретной частью мозга.
Среди прочего в тестах оценивалось развитие языка и исполнительные функции – совокупность психических процессов, отвечающих за рабочую память, рассуждения и самоконтроль. Оказалось, что малообеспеченные дети работают средне или значительно хуже, чем их сверстники из семей со средним доходом в обеих областях.
Результаты, о которых Нобл и Фарах рассказали в статье 2005 года, стали началом того, что они называют “нейрокогнитивным профилем” социально-экономического статуса и развивающегося мозга. Фарах, Нобл и другие ученые вскоре начали использовать магнитно-резонансную томографию (МРТ) для исследования мозга детей по всему социально-экономическому спектру.
Результаты были поразительными. В одном исследовании Фарах посмотрела по 283 МРТ и обнаружила, что дети из бедных, менее образованных семей, как правило, имеют более тонкие подрегионы префронтальной коры - часть мозга, которая сильно связана с исполнительными функциями, – чем у детей из более богатых. Это может объяснить слабую успеваемость и даже более низкие показатели интеллекта.
В 2015 году Нобл участвовала в крупнейшем исследовании на сегодняшний день. Используя МРТ, исследователи обследовали 1099 детей и подростков и обнаружили, что мозг у тех, кто имеет более высокий семейный доход и более образованных родителей, имеют больше площадь поверхности, чем у их бедных, менее образованных сверстников. Наиболее сильная корреляция наблюдалась в регионах мозга, связанных с языком и исполнительными функциями.
Более того, данные свидетельствуют о том, что незначительное увеличение доходов семьи оказывало гораздо большее воздействие на мозг самых бедных детей, чем аналогичное увеличения среди более богатых детей. И данные Нобл также подтверждают, что когда семья падает ниже определенного базового уровня дохода, рост мозга резко падает. Дети из семей, которые зарабатывают меньше, чем $25 000, страдают больше всего, имея на 6% меньше площадь поверхности мозга, чем их сверстники из семьей, зарабатывающих $150 000 или более.
Несколько месяцев спустя, очередное большое исследование в соавторстве с Сет Поллак (Seth Pollak), детским психологом из университета Висконсин-Мэдисон, показало прочную связь между уровнем дохода семьи и объемом серого вещества в лобной доле, височной доле и гиппокампе.
Дети из семей ниже федеральной черты бедности ($24 250 для семьи из четырех человек в 2015 году) имели от 8 до 10% меньше серого вещества в этих критически важных регионах. И даже у детей, чьи семьи были чуть лучше – доходы превышали в полтора раза федеральный уровень бедности – было от 3 до 4% меньше серого вещества, по сравнению с нормальным развитием. В исследовании Поллака многие бедные родители были высокообразованными, что свидетельствует о том, что отставание в развитии их детей было прямым результатом нищеты.
Политические последствия огромны. Если данные будут и далее подтверждаться, то простого вывода доходов семьи из нищенского уровня может быть достаточно для того, чтобы ребенок значительно приблизился к когнитивным нормам развития. И хотя мы еще не знаем, сохраняются ли и насколько эти расхождения во взрослом возрасте, это исследование - в сочетании с прошлой работой, демонстрирующей, что люди, воспитанные в нищете, в конечном итоге имеют финансовые проблемы и страдают от больших проблем со здоровьем, чем их более обеспеченные сверстники в течение своей жизни - предполагает, что они, вероятно, имеют пожизненные последствия.
Эти исследования показывают, что не один специфический фактор только несет ответственность за снижение роста мозга и интеллектуального потенциала, а скорее более широкая среда вокруг бедности.
«Я бы сказала, что у нас есть веские корреляционные доказательства на данный момент, но у нас на самом деле нет доказательств для причинно-следственных связей», говорит Нобл. И это, в каком направлении ее предстоящее исследование будет продолжаться.
Чтобы доказать причинно-следственную связь, она и несколько других исследователей – Грег Дункан (Greg Duncan), экономист из Университета Калифорнии в Ирвине; Кэтрин Магнусон (Katherine Magnuson), эксперт по социальной политике из Университета Висконсин-Мэдисон; Лиза Гененетиан (Lisa Gennetian), экономист Нью-йоркского Университета и Хирокадзу Ёошикава (Hirokazu Yoshikawa), психолог Нью-йоркском Университета – разрабатывают общенациональное исследование, которое будет включать в себя 1000 малообеспеченных семей. Семьи будут разделены на две группы: одна будет получать денежный платеж на сумму $333 в месяц ($4000 в год), а остальные $20 в месяц.
Как Нобл упомянула в статье, опубликованной в The Washington Post [2], проведенные в прошлом исследования показали, что увеличение доходов семьи на 4000 долл. США в первые годы жизни ребенка связано со значительно более хорошими результатами касательно заработка, занятости и физического здоровья во взрослом возрасте. Основываясь на своих выводах, Нобл и ее сотрудники считают, что этого достаточно также, чтобы значительно улучшить развитие мозга.
Для завершения нового исследования потребуется пять лет, с выплатами, начинающимися вскоре после родов и продолжающиеся до тех пор, пока детям не исполнится три года. Исследователи будут собирать данные через интервью с матерями в течение 12 и 24 месяцев; после того, как детям исполнится три года, они посетят лабораторию, принимающую участие, где исследователи проверят их навыки говорить, память, исполнительные функции и социально-эмоциональное развитие. Они также измерят развитие их мозга через электроэнцефалографию (ЭЭГ) – малышам слишком малы, чтобы пройти длительный, некомфортный опыт нахождения внутри машины МРТ.
Если дети, получавшие скромные выплаты, проявят более здоровую мозговую активность и пройдут когнитивные тесты лучше, чем те, кто находится в контрольной группе, Нобл и ее коллеги получат первые данные по причинно-следственным связям между тяжелой нищетой и нейронным развитием. Она надеется начать 16 миллионное исследования в начале 2018 года.
Предложение ее команды о денежных выплатах может иметь серьезные последствия для «политики повышения доходов» в США - включая налоговый кредит на прибыль, детский налоговый кредит и временную помощь для нуждающихся семей, все из того, что кладет деньги непосредственно в карман бедных семей.
«Хотя доход может быть не единственным фактором, определяющим траектории развития ребенка,» как писала Нобл в мартовской статье для Scientific American [3], «возможно самым простым является изменить принцип реализацию политики – авансовые платежи способствуют здоровью растущего детского мозга.»
По крайней мере, на это надеялись исследователи перед президентскими выборами. Как сказала мне Марта Фарах, Хиллари Клинтон была заинтересована в использовании нейронауки для лучшего понимания детской бедности с тех пор, как она была первой леди.
«Я ожидала, что она будет очень активной по этой теме, как пытаясь поддержать исследования, как и ища всевозможные пути – связанные с нейробиологией и другое - чтобы поддержать развитие детей, живущих в нищете», сказал Фарах. «Это действительно досада для нашей области, что не она наш следующий президент».
Что касается президента Дональда Трампа: «Не похоже, что это было бы его главным приоритетом», - считает Фарах. Действительно, его бюджет предлагает радикальные сокращения по программе Medicaid и другим программам по обеспечению безопасности. К счастью, многие публикации о том, как бедность влияет на развитие мозга, используют наборы данных из других исследований.
«В основном эта работа идет дальше без особой надежды на федеральное финансирование», - добавила Фарах. Это означает, что исследования могут продолжать развиваться, даже при федеральном правительстве, не обеспокоенном потенциальными причинно-следственными связями между детской бедностью и замедленным ростом мозга.
Конечно, в большей степени возможность убедить политиков и переместить центр внимания в политических кругах зависит от результатов предстоящего исследования Нобл. Мы должны знать, «что если бы мы дали людям больше денег, мозг у детей выглядел бы по-другому», говорит Расс Уайтхерст (Russ Whitehurst), старший сотрудник Брукингского центра по делам детей и семей.
Помимо влияния на дебаты по поводу налоговых кредитов и денежных льгот для бедных семей, наведение порядка с вопросом причинно – следственной связей может помочь изменить то, как американцы думают о системе социальной защиты в стране, где более одного из пяти детей – 15 миллионов в общей сложности - живут ниже федеральной черты бедности.
[1] Susanna Rustin ”Household income plays crucial role in determining a child's prospects – report” / The Guardian
[2] Kimberly G. Noble. “How poverty affects children’s brains” / The Washington Post
[3] Kimberly G. Noble. “What Inequality Does to the Brain” / Scientific American
Источник: Mike Mariani ”The neuroscience of inequality: does poverty show up in children's brains?”/ The Gardian
Комментариев нет:
Отправить комментарий